1.3. Порядок определяет взаимоотношения ДОУ с семьями, имеющими
несовершеннолетних детей, находящихся в социально-опасном положении (трудной
жизненной ситуации).
1.4. ДОУ, осуществляющее деятельность по выявлению факторов семейного
неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном
положении, в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом от 24.06.1999г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №
273-ФЗ (в ред. от 01.03.2020г.) «Об образовании в Российской Федерации», и настоящим
Порядком.
2. Цели и задачи работы по выявлению факторов, представляющих угрозу для
жизни и здоровья детей, организации работы с семьями, находящимися в социальноопасном положении (трудной жизненной ситуации) в образовательном учреждении
2.1. Целью деятельности работы по выявлению факторов, представляющих угрозу
для жизни и здоровья детей, организации работы с семьями, находящимися в социальноопасном положении, являются изменения неблагоприятной жизненной ситуации с
момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин,
поставивших семью в социально-опасное положение.
2.2. Основными задачами деятельности ДОУ по выявлению и учету семейного
неблагополучия являются:
2.2.1. Выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и
законных интересов несовершеннолетних;
2.2.2. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или
иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
2.2.3.
Оказание
социально-психолого-педагогической
помощи
несовершеннолетним;
2.2.4. Проведение комплексной профилактической работы по социальной
реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении (трудной жизненной
ситуации).
3. Порядок выявления и учета фактов семейного неблагополучия
3.1. Целью учета является своевременное выявление семейного неблагополучия,
комплекс профессиональных действий по установлению факторов, угрожающих
благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих
необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и
условий неблагополучия.
3.2. Источники, сбор и систематизация информации:
3.2.1. Заявления родственников;
3.2.2. Обращения несовершеннолетних;
3.2.3. Информация должностных лиц;
3.2.4. Результаты проведения рейдов;
3.2.5. Результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
3.3. Категории семей и детей, относящихся к категории неблагополучных и
требующих особого внимания в ДОУ:
3.3.1. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
3.3.2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей
(законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищные условия
и т.д.);
3.3.3. Отсутствие связи с образовательным учреждением, невнимание родителей
(законных представителей) к развитию ребенка;
3.3.4. Смерть одного из родителей (законных представителей);
3.3.5. Уход отца/матери из семьи, развод родителей (законных представителей);
3.3.6. Постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и
родителями (законными представителями);
3.3.7. Возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения
свободы.
3.4. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении:
3.4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными
представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей
необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических
условий и т.д.)
3.4.2. Злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными
напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ
жизни;
3.4.3. Вовлечение несовершеннолетних в противоправные или антиобщественные
действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
3.4.4. Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними (признаки
физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей
(законных представителей).
3.4.5. Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).
3.5. Несовершеннолетние «группы риска» относятся к категориям:
3.5.1. Медицинская – имеют хронические заболевания внутренних органов, органов
слуха и речи; часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 дней в году); стоят
на учете у психоневролога; перенесли сложную медицинскую операцию.
3.5.2. Социальная – живут в асоциальных или малообеспеченных, а также
неполных семьях, в семьях беженцев или переселенцев; испытывают пренебрежительное
или агрессивное отношение со стороны окружающих; сменили место жительства;
потеряли одного или двух родителей (законных представителей).
3.6. На внутренний учет ставятся семьи «группы риска», находящиеся в социальноопасном положении в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением
родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению
детей, а также семьи, в которых ребенок оказался в социально-опасном положении
вследствие безнадзорности или беспризорности.
4. Порядок организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном
положении (трудной жизненной ситуации), в ДОУ
4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п. 3.2, о
нарушениях прав несовершеннолетних, в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
4.1.1. Сообщение информации администрации ДОУ;
4.1.2. Беседы администрации ДОУ с педагогами (соседями, родственниками,
несовершеннолетними, родителями (законными представителями);
4.1.3. Посещение воспитателем (администрацией ДОУ) семьи на дому (составление
акты в соответствии с целями посещения).
4.1.4. Результаты посещения рассматриваются на заседании педагогического совета
для решения о постановке семьи на учет (производится на основании письменного
ходатайства воспитателем) (Приложение № 1).
4.1.5. В случае постановки семьи на внутренний учет воспитателями группы и
администрацией ДОУ осуществляется оформление документов в соответствии с п. 5.1
настоящего Положения.
4.2. В случае усугубления семейного неблагополучия администрацией ДОУ
осуществляется передача сведений о семье в комиссию по делам несовершеннолетних.
4.3. Профилактическая работа ДОУ с неблагополучными семьями осуществляется
по определенному алгоритму действий:
4.3.1 Индивидуально-профилактическая работа по предупреждению социальноопасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних
стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей, состоящих на
внутреннем учете.
4.3.2. Выработка программы (плана) по осуществлению профилактической работы
с неблагополучной семьей, состоящей на внутрисадовском учете;
4.3.3. Тесное взаимодействие воспитателя с другими специалистами ДОУ;
4.3.4. Анализ работы с семьей с целью прогнозирования ситуации, планирование
деятельности субъектов взаимодействия, принятие мер к родителям, не исполняющим
обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
4.4. Семья находится на учете в ДОУ то количество времени, которое определяет
Педагогический Совет. Не реже одного раза в квартал данная семья посещается на дому с
составлением акта обследования вплоть до выравнивания ситуации.
4.5. Решение о снятии с внутрисадовского учета семьи принимается в случае
эффективного результата проведенных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению
или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на
основании письменного ходатайства воспитателя на заседании Педагогического совета.
4.6. Порядок осуществления отдельных полномочий:
4.6.1. Воспитатели обеспечивают ежедневный (в рабочее время) визуальный
осмотр воспитанников при их прибытии в ДОУ;
4.6.2. Формируют социальный паспорт семьи, проводят анализ положения
воспитанников, находящихся в социально-опасном положении;
4.6.3. Ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социальноопасном положении.
4.7. При выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком
воспитатель незамедлительно сообщает информацию администрации ДОУ с дальнейшим
направлением информации в отдел опеки и попечительства, комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания ребенка.
5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально-опасном
положении (трудной жизненной ситуации), в ДОУ
5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально-опасном
положении (трудной жизненной ситуации), в ДОУ предусматривает наличие обязательной
документации:
5.1.1. Ходатайство о рассмотрении вопроса постановки семьи на внутренний учет
ДОУ (Приложение № 1);
5.1.2. Приказ о постановке (снятии) на внутренний учет ДОУ;
5.1.3. Социальный паспорт семьи, находящейся в социально-опасном положении
(трудной жизненной ситуации) (Приложение № 2);
5.1.4. Акты обследования жилищно-бытовых условий семьи (Приложение № 3);
5.1.5. План индивидуально-профилактической работы с семьей (Приложение № 4);
5.1.6. Отчет о результатах работы с семьей, находящейся в социально-опасном
положении;
5.1.7. Журнал регистрации постановки на учет и снятие с учета семей, находящихся
в социально-опасном положении (Приложение № 5);
5.1.8. Журнал регистрации случаев жестокого обращения с несовершеннолетними
(Приложение № 6).
Приложение № 1
ХОДАТАЙСТВО
о рассмотрении вопроса на Педагогическом совете постановки
на внутренний учет ДОУ
семьи _______________________________________________________________________
На основании ________________________________________________________________
Приложение (подтверждающие документы):
1.
2.
3.
Подпись________________/_________________ (расшифровка подписи)
ХОДАТАЙСТВО
о рассмотрении вопроса на Педагогическом совете снятия
с внутреннего учета ДОУ
семьи _______________________________________________________________________
На основании ________________________________________________________________
Приложение (подтверждающие документы):
1.
2.
3.
Подпись________________/_________________ (расшифровка подписи)
Приложение № 2
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ
1. Ф.И.О. отца _____________________________________________________________
Год рождения ______________ , место рождения ________________________________
Место работы, должность, телефон____________________________________________
2. Ф.И.О. матери ____________________________________________________________
Год рождения ______________ , место рождения ________________________________
Место работы, должность, телефон____________________________________________
3. Ф.И.О. законных представителей (опекуны, попечители, либо на основании
нотариальной доверенности)_______________________________________________
Год рождения ______________ , место рождения ________________________________
Место работы, должность, телефон____________________________________________
4. Домашний адрес, телефон/фактическое место проживания ______________________
5. Сведения о детях (ф.и., дата рождения, посещает ли ДОУ, состоит ли на учете)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Категория семьи__________________________________________________________
7. Характеристика ЖБУ семьи __________________________ _____________________
__________________________________________________________________________
8. Общий заработок семьи ______________________________ _____________________
9. Другие сведения (близкие родственники, доверенные лица)_____________________
__________________________________________________________________________
10. Дата первоначальной постановки на учет ______________ _____________________
11. Основание ________________________________________ _____________________
12. Ф.И.О. специалистов, ответственных за проведение профилактической работы с
семьей____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата________________
подпись____________/________________(расшифровка)
Приложение № 3
АКТ
обследования жилищно-бытовых условий и условий воспитания
несовершеннолетних детей
от___________20___года
Нами, ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в присутствии_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проведено обследование жилищно-бытовых условий семьи__________________________
Обследованием установлено, что семья состоит из___________человек:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Адрес: _______________________________________________________________________
Характеристика жилищно-бытовых условий: ______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Санитарное состояние__________________________________________________________
Имеется ли необходимая мебель_________________________________________________
На момент посещения установлено_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обследование провели: 1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
Приложение № 4
ПЛАН
индивидуально-профилактической работы с семьей
№ п/п
Содержание деятельности
Срок
Ответственные
1
2
3
4
Приложение № 5
Журнал регистрации постановки на учет и снятие с учета семей,
находящихся в социально-опасном положении
№ ФИО родителей, ФИО ребенка,
п/п дата рождения дата рождения,
группа
Домашний
адрес
Дата
и основания
постановки
на учет
Дата
и основания
снятия с
учета
Приложение № 6
Журнал регистрации случаев жестокого обращения с несовершеннолетними
Ф.и.
ребенка
Дата
Выявленный
факт
жестокого
обращения
Место
фиксации
Подпись
воспитателя
Подпись
родителя
(законного
представителя)
Примечания
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)