ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
19.10.2023
Дети
каждый день все больше и больше времени проводят в Интернете, используя навыки,
которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные
средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки,
размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в
интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между
грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми,
большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как
они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и
расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных
информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на
развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также
несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от
того, как осуществляется использование.
По
результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть
вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть
самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется
лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет
просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты,
19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими
веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и
националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей.
Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65%
искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей
Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. Помимо
социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы
онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов,
аудиофайлов, программ; обмен файлами.
Основные
риски действия Интернет-угроз.
Электронная
безопасность
Риски,
связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности,
которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с
домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной
атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные
программы
Вредоносные
программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера.
К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное
обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Спам
Спам
- это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам
дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение
большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также
нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений,
вредоносные программы.
Кибермошенничество
Кибермошенничество
- это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман
пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер
незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию
пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов
кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг,
вишинг и фарминг.
Коммуникационные
риски
Коммуникационные
риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в
себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Контентные
риски
Контентные
риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и
включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий)
контент.
Неподобающий
контент
В
зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста
согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими.
Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и
порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть,
пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Незаконный
контакт
Незаконный
контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается
установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследования
Киберпреследование
- это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию,
сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование
может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или
изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и
социальное бойкотирование.
Бесконтрольное
распространение нежелательного контента противоречит целям образования и
воспитания молодежи.
Отказываться
от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей
к Интернету может привести к:
·
Киберзависимости
·
Заражению вредоносными программами при
скачивании файлов
·
Нарушению нормального развития ребенка
·
Неправильному формированию нравственных
ценностей
·
Знакомству с человеком с недобрыми
намерениями
Согласно
российскому законодательству информационная безопасность детей –
это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с
причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их
здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Кто
в ответе за наших детей в интернете?
Безопасность
детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать
безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. И
так по порядку:
- Правительство.Должны быть
законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в
Интернете. Так в России все школы обязали установить программы контентной
фильтрации в классах информатики.
- Поисковики.Многие поисковые
сервисы такие как Yandex, Ramler имеют в своем арсенале большое количество
настроек, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в
Интернете. А так же есть поисковые системы, предназначенные специально для
детей.
- Семья.Конечно же ни кто так
сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители.
Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.
- Образовательные
учреждения. Защита детей от информационных угроз и рисков
Интернет-ресурсов связана с формированием медиа-грамотности. В
образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с
использованием различных форм медиа-образования.
К
информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая
детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в
том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2)
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства,
психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,
принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством;
3)
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо
побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или
животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным
законом;
4)
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или)
другим членам семьи;
5)
оправдывающая противоправное поведение;
6)
содержащая нецензурную брань;
7)
содержащая информацию порнографического характера.
На
сайте «Дети онлайн» http://detionline.com/helpline/about/ родители
и педагоги могут найти рекомендации, которые помогут вам обеспечить
медиабезопасность детей в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.
Также
значимой является совместная работа с родителями по формированию у них базовых
знаний, связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Выделим
ключевые рекомендации, которые могут помочь родителям в решении проблемы
безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Как
защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
·
Приучите ребенка советоваться со взрослыми
и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
·
Объясните детям, что далеко не все, что
они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о
том, в чем они не уверены;
·
Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном
в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с
другими подобными ресурсами.
Как
научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение
в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные
контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже
если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые
намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят
обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес,
телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они
могут оказаться преступниками в поисках жертвы.
Специалисты
используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских
отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще
всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника
ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку,
пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение
груминга:
·
Будьте в курсе, с кем контактирует в
Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих
детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
·
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в
Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес,
название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои
фотографии;
·
Если ребенок интересуется контактами с
людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
·
Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с
онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого
человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует
настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
·
Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш
ребенок.
Как
избежать кибербуллинга
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими
оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с
помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение
кибербуллинга:
·
Объясните детям, что при общении в
Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем
случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать;
·
Научите детей правильно реагировать на
обидные слова или действия других пользователей;
·
Объясните детям, что нельзя использовать
Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
·
Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок
делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Как
научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой
интернет-мошенников
Кибермошенничество — один
из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей:
незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских
счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный
или иной ущерб
Предупреждение
кибермошенничества:
·
Проинформируйте ребенка о самых
распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми
перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
·
Установите на свои компьютеры антивирус
или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и
могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных
системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.
Безопасное
совершение покупок в Интернет-магазинах
·
Прежде чем совершить покупку в
интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности;
·
Необходимо вместе с ребенком познакомиться
с отзывами покупателей;
·
Проверьте реквизиты и название
юридического лица – владельца магазина;
·
Уточните, как долго существует магазин.
Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
·
Поинтересуйтесь, выдает ли магазин
кассовый чек
·
Сравните цены в разных интернет-магазинах
·
Позвоните в справочную магазина
·
Обратите внимание на правила
интернет-магазина
·
Выясните, сколько точно вам придется
заплатить
Как
распознать интернет-игровую зависимость
Сегодня
в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости»
(синонимы: интернет-аддикция, виртуальнаяаддикция) и зависимости от
компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись
врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности
Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется
патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Согласно
исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:
·
навязчивое стремление постоянно проверять
электронную почту;
·
предвкушение следующего сеанса онлайн;
·
увеличение времени, проводимого онлайн;
·
увеличение количества денег, расходуемых
онлайн.
Если
Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной
увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в
обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к
специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить
зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь.
Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и
стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.
Как
научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные
программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.)
могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут
снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для
распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной
почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение
столкновения с вредоносными программами:
·
Установите на все домашние компьютеры
специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения
заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают
за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и
атаки, использующие вредоносные приложения.
·
Используйте только лицензионные программы
и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают
заражены пиратские копии программ, особенно игр.
·
Объясните ребенку, как важно использовать
только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный
контент.
·
Периодически старайтесь полностью
проверять свои домашние компьютеры.
·
Делайте резервную копию важных данных.
·
Старайтесь периодически менять пароли
(например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Что
делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
·
Установите положительный эмоциональный
контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось.
Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен
Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не
наказать;
·
Постарайтесь внимательно выслушать рассказ
о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько
серьезно это могло повлиять на ребенка;
·
Если ребенок расстроен чем-то увиденным
(например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в
неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.)
— постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что
привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а
где Вы не рассказали ему о правилах безопасности вИнтернете;
·
Если ситуация связана с насилием в
Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об
агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить
существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие
встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес,
телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с
незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за
последнее время;
·
Соберите наиболее полную информацию о
происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств —
зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей,
прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в
дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в
правоохранительные органы);
·
Если Вы не уверены в оценке серьезности
произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или
вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной
ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где
Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется
вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и др.)
Общие
рекомендации по обеспечению безопасности детей и
подростков в Интернете
- Расположите компьютер вашего
ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной.Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
- Следите, какие сайты посещают
ваши дети.Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с
Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах,
которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей
семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории
браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки
нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или
безопасный режим на YouTube.
- Расскажите детям о безопасности
в Интернете.Вы не сможете все время следить за тем, что ваши
дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться
Интернетом безопасным и ответственным образом.
- Установите защиту от вирусов.Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не
загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не
загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых
людей.
- Научите детей ответственному
поведению в Интернете. Помните
золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит
отправлять ему по SMS, электронной почте, чате или размещать в
комментариях на его странице в Сети.
- Оценивайте интернет-контент
критически.То, что содержится в Интернете, не всегда правда.
Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных
и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните
детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть
признаны плагиатом.
- Если Вы нуждаетесь в
консультации специалиста по
вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже
столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн”
(detionline.com),
по телефону: 825 000 15 (звонок по России бесплатный).
Пять
правил безопасного пользования электронной почтой:
- Никогда не открывайте
подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от
незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню
сообщений.
- Никогда не отвечайте на спам.
- Применяйте фильтр спама
поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при
наличии подключения к Интернету).
- Создайте новый или используйте
семейный адрес электронной почты для Интернет-запросов, дискуссионных
форумов и т.д.
- Никогда не пересылайте «письма
счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.11.2023
Дата обновления: 01.11.2023
Дата публикации: 19.10.2023