ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ УМКА

СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные характеристики
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
II. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
III. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
3.1. Учебный (тематический) план
3.2. Содержание учебного (тематического плана)
IV. Планируемые результаты
V. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1. Годовой календарный учебный график
5.2. Условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
5.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
VI. Список литературы

3
3
8
9
9
11
26
27
27
27
28
31

2

I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
ДООП) имеет гуманитарную направленность.
Программа направлена на выработку у детей умения ориентироваться в звукобуквенной
системе родного языка и на этой основе – развить интерес и способность к чтению.
Актуальность программы.
Актуальность ДООП раскрывается через ее соответствие:
– нормативным правовым актам и государственным программным документам;
– региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам;
– потребностям и проблемам детей и их родителей (законных представителей).
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится
с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует:
– личностному развитию воспитанников и позитивной социализации;
– удовлетворению индивидуальных потребностей детей в коммуникативном
развитии;
– выявлению, развитию и поддержке талантливых детей.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития
общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания,
умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и
здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию познавательного интереса
детей.
Всесторонняя подготовка детей к школе — одна из задач детского сада. Проблема
готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание ее постоянно уточняется и
конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов-практиков было
сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у
дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать,
чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но
наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не
готовых к школе детей в последние годы увеличивается.
Отсюда следует, что работа с детьми по обучению грамоте является одним из самых
сложных этапов подготовки к школьному обучению
ДООП «Умка» разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ;
– Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
– Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);
– Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р;
– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3

– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
– Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
– Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
– Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
– Устава и локальным актам МКДОУ «Травянский детский сад». Организация
образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий,
утверждаемых руководителем дошкольного учреждения.
Отличительная особенность программы является использование элементов
различных современных методик для дошкольников с целью предупреждения ошибок в чтении
и письме, развития у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей. Специально
подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптикопространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить
фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают
грамотность ребенка.
За основу при составлении ДООП «Умка» использовано методическое пособие Беловой
М. П., Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей 6—7 лет. — СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. — 96 с.
Адресат программы.
– воспитанники детского сада с 5 до 7 лет;
– принцип формирования учебных групп - принимаются все желающие;
– число детей, одновременно находящихся в учебной группе – 10-15 человек.
Возрастные особенности воспитанников.
Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи.
Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу
голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.
К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать
задачу обогащения лексики (словарный состав языка, совокупность слов, употребляемых
ребенком), особое внимание следует уделять качественной стороне словаря: увеличению
лексического запаса за счет слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по
смыслу, а также многозначных.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого
развития ребенка — этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес
простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей
вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать
свою речь.
В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или
развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета
или явления, а, как правило, выделяют его характерные признаки и свойства, дают достаточно
развернутый и полный их анализ. Формируется умение подбирать нужное содержание и
находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.
Наиболее яркая характеристика речи детей шестого года — активное освоение разных
4

типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными
типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями
высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Вместе с тем, некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не
умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и
громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных
грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных,
согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). У ряда
детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к
неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в
высказывании.
В старшем дошкольном возрасте детей продолжают знакомить со звуковой стороной
слова и вводят новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения.
Формирование у детей представления о том, что речь состоит из предложений, предложения —
из слов, слова — из слогов и звуков, т.е. выработка осознанного отношения к речи, необходимо
для подготовки дошкольников к усвоению школьной грамоты.
Круг учебных задач по отношению к детям старшего дошкольного возраста остается тот
же, что и на предыдущих этапах, однако каждая задача усложняется как в смысле содержания,
так и в отношении методики.
Дети учатся устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками,
доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, с
удовольствием вступать в речевое общение.
У старших дошкольников развиваются важные умения — слушать и понимать речь
взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы, при этом проявлять
доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе.
Характер общения ребенка с педагогом и другими детьми — инициативность, умение
вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и
понимать его, ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику,
интонации и формулы речевого этикета — это яркая характеристика сформированности
речевых и коммуникативных умений старшего дошкольника
Режим занятий и объем программы.
Режим организации занятий по ДООП «Умка» определяется календарным учебном
графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года – 1 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
Всего учебных
Объем учебных
Режим работы
недель
часов
Первый год обучения
36
36
1 раза в неделю по 1 часу (во
второй половине дня)
Второй год обучения
36
36
1 раза в неделю по 1 часу (во
второй половине дня)
В январе, в связи с каникулами, занятия начинаются со второй недели.
Особенности организации образовательного процесса.
ДООП «Умка» будет реализовываться в следующей форме: традиционная модель – это
линейная последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной организации.
5

Система занятий разработана с учетом основных принципов.
Принцип последовательности: все задачи решаются методом усвоения материала «От
простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей.
Принцип доступности заключается в простоте изложения и понимания материала.
Принцип наглядности предполагает наличие большого количества наглядного,
раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий.
Принцип индивидуализации учитывает психологические особенности дошкольников.
Принцип результативности обеспечивает соответствие целей работы и возможностей их
достижения.
Уровневость программы.
При разработке ДООП «Умка» содержание и материал организован по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень» – предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания ДООП.
Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

Общекультурный
(ознакомительный,
стартовый)

Уровень

Показатели
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Срок обучения
Режим занятий
Особенности состава обучающихся
Форма обучения
Особенности организации
образовательного процесса

Специфика реализации
групповой программы
10-15 человек
5-7 лет
от 1 года до 2 лет
1 раза в неделю по 1 часу (во второй
половине дня)
без участия обучающихся с ОВЗ
очная
традиционная форма

Проектирование целеполагания и результативности дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень

Специфика
целеполагания
Общекультурный - формирование и развитие творческих
(ознакомительный, способностей детей, удовлетворение их
стартовый)
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени (п. 1
ст. 75 гл. 10 Закона №273-Ф3);
- мотивация личности к познанию,
творчеству, труду, искусству и спорту
(Концепция развития дополнительного
образования детей).

Прогнозируемая
результативность
- освоение ДООП;
- переход на базовый
уровень – не менее 25%
обучающихся

6

Формы обучения.
Организация образовательного процесса осуществляется на основе ведущего вида
деятельности — игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов
каждого ребенка. При работе с детьми широко используются разнообразные дидактические,
развивающие игры, занимательные упражнения, игровые и проблемные ситуации.
Структура занятия:
– организационный момент (использование приемов активизации интереса
детей, а также артикуляционная гимнастика);
– повторение изученного;
– изучение нового;
– игры на развитие слухового внимания, памяти, выделение данного звука среди
других звуков;
– физкультминутка (пальчиковая гимнастика);
– знакомство с буквой;
– заучивание стихотворения про букву;
– работа с букварем;
– закрепление пройденного материала;
– итог занятия (рефлексия).
Каждое занятие начинается с вопроса о том, какой звук и буква были пройдены на
прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, педагог читает
стихотворение про букву. Заканчивается каждое занятие повторением: дети говорят, с каким
звуком познакомились, называют его характеристики.
Виды занятий.
В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы
занятий:
– учебное занятие;
– игровые занятия;
– занятия – викторины;
– занятия – обобщения.
Формы подведения результатов.
Для промежуточного либо итогового контроля /мониторинга используются такие формы
подведения результатов, как: наблюдение, беседа, творческий отчет.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.

7

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Целью программы является развитие у дошкольников устойчивого интереса к изучению
родного языка как к средству общения и обмена информацией.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
 познакомить с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова.
 познакомить с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами
для обозначения звуков.
 научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов,
действий, признаков предмета.
 научить сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и
мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу.
 научить слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в
словах, определению ударного слога.
 научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и
последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
 научить детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению
целыми словами.
Развивающие:
 развивать мелкую моторику рук.
 формировать элементарные графические умения.
Воспитательные:
 воспитывать личность посредством приобщения к культуре родного языка,
ознакомления с детским фольклором.
Внедрение Программы направлено на:
– повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего
дошкольного возраста;
– взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;
– изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной,
практической деятельности.

8

III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Учебный (тематический) план
Название
Количество
Формы
Занятие
темы
часов
аттестации /
Всего Теория Практика контроля
Первый год обучения
1
Гласный звук [у] и буква У.
1
0,5
0,5
беседа
2
Гласный звук [а] и буква А.
1
0,5
0,5
беседа
3
Гласный звук [и] и буква И.
1
0,5
0,5
беседа
4
Закрепление знаний о звуках [а],
1
0,5
0,5
игра на знание
[у], [и] и буквах А, У, И.
звуков
5
Гласный звук [о] и буква О.
1
0,5
0,5
беседа
6
Гласный звук [э] и буква Э.
1
0,5
0,5
беседа
7
Согласный звук [п] и буква П.
1
0,5
0,5
беседа
8
Закрепление звуков [п], [п’] и
1
0,5
0,5
беседа
буквы П.
9
Согласный звук [т] и буква Т.
1
0,5
0,5
беседа
10
Закрепление звуков [т], [т’] и буквы
1
0,5
0,5
игра на знание
Т.
звуков
11
Согласный звук [к] и буква К.
1
0,5
0,5
беседа
12
Закрепление звуков [к] и [к’] в
1
0,5
0,5
наблюдение
слогах, словах, предложениях.
13
Согласные звуки [м], [м’] и буква
1
0,5
0,5
беседа
М.
14
Согласные звуки [л], [л’] и буква Л.
1
0,5
0,5
беседа
15
Закрепление произношения звука
1
0,5
0,5
наблюдение
[л] в словах, рассказах,
предложениях.
16
Согласные звуки [х], [х’] и буква Х.
1
0,5
0,5
беседа
17
Дифференциация звуков [к]-[х] и
1
0,5
0,5
беседа
букв К – Х.
18
Гласный звук [ы] и буква Ы.
1
0,5
0,5
беседа
19
Дифференциация звуков [ы]-[и] в
1
0,5
0,5
наблюдение
словах, слогах, предложениях.
20
Повторение изученного. Гласные
1
0,5
0,5
наблюдение
звуки.
21
Согласный звук [с] и буква С.
1
0,5
0,5
беседа
22
Согласные звуки [с], [с’] и буква С.
1
0,5
0,5
беседа
23
Согласные звуки [н], [н’] и буква Н.
1
0,5
0,5
беседа
24
Согласный звук [з] и буква З.
1
0,5
0,5
беседа
25
Согласные звуки [з], [з’] и буква З.
1
0,5
0,5
беседа
26
Согласный звук [б] и буква Б.
1
0,5
0,5
беседа
27
Согласные звуки [б], [б’] и буква Б.
1
0,5
0,5
беседа
28
Согласные звуки [д], [д’] и буква Д.
1
0,5
0,5
беседа
29
Согласный звук [г] и буква Г.
1
0,5
0,5
беседа
9

30
31
32
33
34
35

Согласные звуки [г], [г’] и буква Г.
Согласные звуки [г]-[к], [г’]- [к’]
Согласные звуки [в], [в’] и буква В.
Согласный звук [р] и буква Р.
Согласные звуки [р], [р’] и буква Р.
Повторение изученного. Согласные
звуки.
36
Закрепление пройденного.
Второй год обучения
1
Согласные звуки. Повторение.
2
Гласные звуки. Повторение.
3
Согласный звук [ш] и буква Ш.
4
Согласный звук [ж] и буква Ж.
5
Согласный звук [ц] и буква Ц.
6
Согласный звук [ч’] и буква Ч.
7
Согласные звуки [ц] - [с], [ц] [ч’].
8
Согласный звук [щ] и буква Щ.
9
Согласные звуки [ч’] - [щ’].
10
Согласные звуки [б] - [п], [б’] [п’].
11
Согласные звуки [д] - [т], [д’] [т’].
12
Согласные звуки [ш] - [с], [ш] [щ’].
13
Согласные звуки [р] - [л], [р’] [л’].
14
Согласный звук [й] и буква Й.
15
Звуки [л]-[й].
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Буква Ё.
Дружные звуки [й’о].
Буква Ю.
Дружные звуки [й’у].
Буква Я.
Дружные звуки [й’а].
Буква Е.
Дружные звуки [й’э].
Закрепление звуков [йо], [йу],
[йа], [йэ] и букв Ё, Ю, Я, Е
Согласные звуки [ф], [ф’] и буква
Ф.
Буква мягкий знак и ее
смягчающие функции.
Разделительный твердый знак.
Мягкие согласные.
Звонкие и глухие согласные.

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

-

1

беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
игра на знание
звуков
наблюдение

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

наблюдение
наблюдение
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

беседа
беседа
беседа

1

0,5

0,5

беседа

1

0,5

0,5

беседа

1

0,5

0,5

беседа

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

беседа
игра на знание
звуков
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
наблюдение

1

0,5

0,5

беседа

1

0,5

0,5

беседа

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

беседа
наблюдение
беседа
10

30
31
32
33
34
35
36

Свистящие согласные звуки.
Щипящие согласные звуки.
Звуки [ч], [щ, [с], [т].
Пересказ сказки и
самостоятельное придумывание
концовки.
Составление описательного
рассказа по предметной картинке.
Повторение изученного.
Страна Азбука

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
-

0,5
0,5
0,5
1

беседа
беседа
наблюдение
наблюдение

1

-

1

наблюдение

1
1

0,5
-

0,5
1

наблюдение
наблюдение

1.2. Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
Тема занятия
Занятие 1.
Гласный звук
[у] и буква У.

–
–
–
–
–
–
–

Занятие 2.
Гласный звук
[а] и буква А.

–
–
–
–
–

Занятие 3.
Гласный звук
[и] и буква И.

–
–
–
–
–

Основные задачи
СЕНТЯБРЬ
Познакомить детей с гласным звуком [у] и
буквой У.
Учить находить место звука в словах, развивать
фонематический слух.
Учить детей сопоставлять букву с графическим
образом.
Познакомить с термином гласный звук.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат.
Учить детей овладевать технической стороной
письма и элементарными графическими
умениями.
Воспитывать интерес к звукам и буквам,
желание изучать их.
Познакомить детей с гласным звуком [а] и
буквой А.
Учить находить место звука в словах,
развивать фонематический слух.
Учить соотносить звук и букву, сопоставлять
букву и ее графический образ.
Называть слова со звуком [а].
Учить детей овладевать технической стороной
письма и элементарными графическими
умениями.
Познакомить детей с гласным звуком [и] и
буквой И.
Учить находить место звука в словах,
развивать фонематический слух.
Продолжать учить соотносить звук и букву,
сопоставлять букву и ее графический образ.
Закрепить термин гласный.
При знакомстве с характеристикой звука

Оборудование
Предметные
картинки, мягкая
игрушка-кошка,
буквари, печатная
буква У.

Кукла, буквари,
счетные палочки,
печатная буква А,
предметные
картинки.

Кукла, буквари,
счетные палочки,
печатная буква И,
предметные
картинки.

11

–
–
Занятие 4.
Закрепление
знаний о звуках
[а], [у], [и] и
буквах А, У, И.

–
–
–
–
–
–

Занятие 5.
Гласный звук
[о] и буква О.

–
–
–

Занятие 6.
Гласный звук
[э] и буква Э.

–
–
–
–
–

Занятие 7.
Согласный звук
[п] и буква П.

–
–
–
–

Занятие 8.
Закрепление
звуков [п], [п’]
и буквы П.

–
–

–

учить детей опираться на тактильные,
слуховые анализаторы.
Продолжать знакомить с различиями и
особенностями звука и буквы.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат детей.
Закрепить знания о звуках [а], [у], [и] и буквах
А, У, И.
Дать понятие слог, объяснить, что гласный
звук образует слог. Учить детей составлять и
читать слова из букваря (ау, уа).
Закрепить термин гласный.
При знакомстве с характеристикой звука
учить детей опираться на тактильные,
слуховые анализаторы.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат.
Учить детей овладевать элементарными
графическими умениями.
ОКТЯБРЬ
Познакомить детей с гласным звуком [о] и
буквой О, учить находить этот звук в словах,
развивать фонематический слух.
Называть слова со звуком [о].
Учить детей овладевать технической стороной
письма и элементарными графическими
умениями.
Познакомить детей с гласным звуком [э] и
буквой Э.
Закрепить термин гласный.
Продолжать знакомить с различиями и
особенностями звука и буквы.
Учить находить место звука в словах,
развивать фонематический слух.
Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и
букв.
Познакомить детей с согласным звуком [п] и
буквой П.
Познакомить
с
термином
согласный,
повторить изученные гласные звуки.
Познакомить с печатным написанием буквы.
Закреплять умение называть слова с заданным
звуком.
Закрепить с детьми звуки [п], [п’] и буквы П.
Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух.
При характеристике звука учить детей
опираться
на
тактильные,
слуховые,
зрительные анализаторы.

Буквари, счетные
палочки, печатные
буквы А, У, И,
предметные
картинки.

Кукла, буквари,
счетные палочки,
печатная буква О,
предметные
картинки.

Кукла, тетради,
печатная буква Э,
предметные
картинки.

Касса букв, буквари,
счетные
палочки,
печатная буква П,
предметные
картинки.

Касса букв, буквари,
счетные палочки,
печатная буква П,
предметные
картинки.
12

– Учить составлять и читать слова из слогов,
Занятие 9.
Согласный звук
[т] и буква Т.

–
–
–
–
–

Занятие 10.
Закрепление
звуков [т], [т’] и
буквы Т.
Занятие 11.
Согласный звук
[к] и буква К.

–
–
–
–
–
–

Занятие 12.
Закрепление
звуков [к] и
[к’] в слогах,
словах,
предложениях.

–

Занятие 13.
Согласные
звуки [м], [м’] и
буква М.

–

–
–
–

–
–

Занятие 14.
Согласные
звуки [л], [л’] и
буква Л.

–
–
–
–
–

упражнять в чтении слов по слоговой таблице
Развивать мышцы губ и языка.
Познакомить детей с согласным звуком [т] и
буквой Т.
Развивать
зрительное
и
тактическое
восприятие, фонематический анализ и синтез,
мелкую моторику, логическое мышление.
Продолжать учить соотносить звук и букву,
сопоставлять букву и её графический образ.
Учить детей четко произносить звук [т] в
слогах, словах, предложениях.
НОЯБРЬ
Закрепить звуки [т], [т’] и букву Т.
Продолжать учить соотносить звук и букву,
сопоставлять букву и её графический образ.
Учить определять место звука в словах,
упражнять в чтении слогов и слов.
Познакомить детей с согласным звуком [к] и
буквой К.
Продолжать учить детей находить место звука
в трех позициях, развивать фонематический
слух.
При характеристике звука продолжать учить
детей опираться на тактильные, слуховые,
зрительные анализаторы.
Закрепить с детьми звуки [к] и [к’] в слогах,
словах, предложениях.
Учить составлять рассказ по серии сюжетных
картинок.
Учить выкладывать из букв слова.
Воспитывать у детей интерес к звукам и
буквам, желание изучать их.
Познакомить детей с согласными звуками [м],
[м’] и буквой М.
Учить детей находить место звука в словах,
развивать фонематический слух.
Продолжать развивать навык чтения слогов.
ДЕКАБРЬ
Познакомить детей с согласными звуками [л],
[л’] и буквой Л.
Упражнять в умении определять место звука в
словах, находить букву в печатном тексте.
Закрепить понятие согласный.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Учить выкладывать слова из печатных букв.

Предметные
картинки, счетные
палочки.

Предметные
картинки, печатные
буква и звуки,
карандаши, тетради,
буквари.
Предметные
картинки, печатные
буквы А, У, И, К,
счетные палочки,
буквари, тетради.

Предметные
картинки, буквари.

Печатная буква М,
предметные
картинки, счетные
палочки, буквари.

Мячи, предметные
картинки, печатная
буква Л, касса букв,
счетные палочки.

13

Занятие 15.
Закрепление
произношения
звука [л] в
словах,
рассказах,
предложениях.
Занятие 16.
Согласные
звуки [х], [х’] и
буква Х.

– Закреплять правильное произношение звука Предметные
картинки.
[л] в словах, рассказах, предложениях.
– Учить детей проводить анализ и синтез
звукового состава слова.
– Учить выкладывать из печатных букв слова.

– Познакомить детей с согласными звуками [х], Предметные
–
–
–

Занятие 17.
Дифференциац
ия звуков [к][х] и букв К –
Х.

–
–
–
–
–
–

Занятие 18.
Гласный звук
[ы] и буква Ы.

–
–
–
–
–
–

Занятие 19.
Дифференциац
ия звуков [ы] [и] в словах,
слогах,
предложениях.
Занятие 20.
Повторение
изученного.
Гласные звуки.

–
–
–
–
–
–

[х’] и буквой Х.
Продолжать учить соотносить звук и букву,
сопоставлять букву и ее графический образ.
Развивать навык чтения слогов, слов,
пополнять словарный запас.
Продолжать учить делить слова на слоги,
составлять предложения с использованием
предлогов.
Развивать фонематический слух, память.
Учить дифференцировать звуки [к]-[х] и
буквы К – Х, правильно употреблять их в
слогах, словах, предложениях.
Продолжать учить соотносить звук и букву,
сопоставлять букву и её графический образ.
Развивать навык чтения слогов, слов,
пополнять словарный запас.
Развивать фонематический слух.
Развивать внимание и память.
ЯНВАРЬ
Познакомить детей с гласным звуком [ы] и
буквой Ы.
Учить находить место звука в двух позициях –
в середине слова и конце, развивать
фонематический слух.
Закрепить термин гласный.
Упражнять в чтении буквенных сочетаний.
Учить образовывать слова-антонимы.
Учить
правильному
образованию
множественного числа имен существительных
от единственного числа.
Учить детей дифференцировать звуки [ы] - [и]
в слогах, словах, предложениях.
Учить образовывать глаголы совершенного
вида от глаголов несовершенного вида.
Развивать фонематический слух, умение
сопоставлять букву и её графический образ.
Закреплять навык слитного чтения слогов.
Повторить изученные звуки, учить четко,
произносить их.
Развивать фонематический слух, внимание,
память.

картинки, счетные
палочки, печатные
буквы.

Предметные
картинки, буквы К, Х,
касса букв, тетради.

Предметные
картинки, печатные
буквы, буквари.

Предметные
картинки, буквари,
тетради.

Предметные
картинки, буквари,
тетради.
14

– Закреплять понятие гласный.
– Упражнять в чтении буквенных сочетаний.
– Учить делить слова на слоги, находить
ударный слог.

Занятие 21.
Согласный звук
[с] и буква С.

–
–
–
–
–
–
–

Занятие 22.
Согласные
звуки [с], [с’] и
буква С.

–
–
–
–
–

Занятие 23.
Согласные
звуки [н], [н’] и
буква Н.

–
–
–
–

Занятие 24.
Согласный звук
[з] и буква З.

–
–
–
–
–

Занятие 25.
Согласные
звуки [з], [з’] и
буква З.

ФЕВРАЛЬ
Познакомить детей с согласными звуками [с],
[с’] и буквой С.
Учить находить место звука в словах,
развивать фонематический слух.
Закрепить понятия согласный, твердый
согласный и мягкий согласный звуки.
Продолжать учить детей соотносить звук и
букву.
Учить читать слоги слитно, сливая в слоге
гласную и согласную буквы.
Проводить звуко-буквенный анализ слова суп.
Воспитывать в детях интерес к звукам и
буквам, желание изучать их.
Закрепить знания детей о звуке [с] и букве С.
Развивать навыки чтения слогов и слов.
Учить составлять предложения с предлогами
на, под.
Учить проводить звуко-слоговой анализ слов:
сам, сами, сама.
Воспитывать в детях интерес к звукам и
буквам, желание изучать их.
Познакомить детей с согласными звуками [н],
[н’] и буквой Н.
Учить находить место звука в словах,
развивать фонематический слух.
Закреплять термин согласный.
Учить детей правильно употреблять предлоги
на, с.
Учить детей делить слова на слоги.
Познакомить со звуком [з] и буквой З.
Познакомить детей с понятием звонкий
согласный.
Учить проводить звуко-слоговой анализ слов
зубы, ваза. Составить схемы слов.
Учить правильно употреблять предлоги за, изза.

МАРТ
– Познакомить детей с согласными звуками [з],
[з’] и буквой З.
– Продолжать учить соотносить звук и букву,
сопоставлять букву и её графический образ.
– Учить находить букву З в печатном тексте.

Предметные
картинки, серия
сюжетных картинок
по теме «Зима»,
тетради, буквари.

Предметные
картинки, сюжетная
картинка «Осень в
лесу», тетради,
буквари.

Предметные
картинки, наборы для
составления схем,
буквари.

Предметные
картинки, буквари,
карандаши, тетради.

Предметные
картинки, куклы Зоя
и Зина, печатные
буквы, буквари.
15

– Продолжать учить детей работать со слоговой
–
–
Занятие 26.
Согласный звук
[б] и буква Б.

–
–
–

Занятие 27.
Согласные
звуки [б], [б’] и
буква Б.

–
–
–

Занятие 28.
Согласные
звуки [д], [д’] и
буква Д.

–
–
–
–
–

Занятие 29.
Согласный звук
[г] и буква Г.

–
–
–
–

Занятие 30.
Согласные
звуки [г], [г’] и
буква Г.

–

Занятие 31.
Согласные
звуки [г]-[к],
[г’]- [к’].

–

–
–

–

таблицей.
Развивать навык чтения слогов и слов.
Учить проводить звуко-слоговой анализ,
составлять схемы слов зима, зонт, Зина.
Познакомить детей с согласным звуком [б], и
буквой Б.
Учить выполнять звуко-буквенный анализ
слов бинт, бант, бусы.
Учить детей правильно употреблять слова с
уменшительно-ласкательными суффиксами ок-, -ек-, -ик-.
Познакомить детей с согласными звуками [б],
[б’] и буквой Б.
Продолжать учить делить слова на слоги,
составлять предложения по картинкам.
Развивать навык чтения слогов, слов,
пополнять словарный запас.
Закрепить понятие мягкий согласный.
Познакомить детей с согласными звуками [д],
[д’] и буквой Д.
Учить проводить звуко-слоговой анализ слов
домик, дымок, бидон.
Учить правильно употреблять предлоги под,
над, из-под.
Учить правильно употреблять уменшительноласкательные
суффиксы -ок-, -ек-, -ик- (в
существительных мужского рода).
АПРЕЛЬ
Познакомить детей с согласным звуком [г] и
буквой Г.
Продолжать учить детей находить место звука
в трех позициях, развивать фонематический
слух.
Продолжать закреплять понятие звонкий/
глухой согласный.
Продолжать проводить звуко-слоговой анализ
слов, учить составлять схемы слов.
Познакомить детей с согласными звуками [г],
[г’] и буквой Г.
Учить проводить звуко-слоговой анализ слов.
Учить правильно употреблять количественные
числительные в косвенном падеже с
существительными.
Совершенствовать умения дифференцировать
согласные звуки по твердости-мягкости,
звонкости-глухости.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.

Предметные
картинки, тетради,
печатные буквы.

Предметные
картинки, куклы Таня
и Танечка, наборы
для составления схем,
кассы букв, буквари.

Предметные
картинки, наборы для
составления схемы
слов, кассы букв,
тетради, карандаши.

Предметные
картинки, серия
картинок с
прилагательным
«голубой» (голубая,
голубое, голубые),
тетради, буквари.

Предметные
картинки, наборы для
составления схем,
буквари.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.
16

– Учить производить сложный звуковой и
–
–
Занятие 32.
Согласные
звуки [в], [в’] и
буква В.

–
–
–
–
–
–

Занятие 33.
Согласный звук
[р] и буква Р.

–
–
–
–
–

Занятие 34.
Согласные
звуки [р], [р’] и
буква Р.

–
–
–
–
–
–

Занятие 35.
Повторение
изученного.
Согласные
звуки.

–
–
–
–

слоговой анализ слов.
Учиться
систематизировать
лексический
материал по заданной схеме.
Развивать связную речь, грамматический
строй речи.
Активизировать память, мышление, внимание.
Познакомить детей с согласными звуками [в],
[в’] и буквой В.
Продолжать учить детей находить место звука
в трех позициях, развивать фонематический
слух.
Учить детей составлять схемы слов.
Развивать навык чтения слогов и слов.
Продолжать учить детей делить слова на
слоги, выделять в словах ударный слог.
МАЙ
Познакомить детей с согласным звуком [р] и
буквой Р.
Продолжать учить детей находить место звука
в трех позициях, развивать фонематический
слух.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Учить
составлять
предложения
по
предметным картинкам.
Формировать навык предсказывания сказки
Л. Толстого «Ворона и рак».
Познакомить детей с согласными звуками [р] ,
[р’] и буквой Р.
Продолжать учить детей находить место звука
в трех позициях, развивать фонематический
слух.
Закрепить понятия согласный, твердый
согласный и мягкий согласный звуки.
При знакомстве с характеристикой звука
учить детей опираться на тактильные,
слуховые, зрительные анализаторы.
Учить детей составлять и читать слоги и слова
из букваря.
Продолжать учить детей выделять в словах
ударный слог.
Повторить изученные звуки, учить четко,
произносить их.
Развивать фонематический слух, внимание,
память.
Закреплять понятие согласный.
Упражнять в чтении буквенных сочетаний.

Предметные
картинки, наборы для
составления схем,
кассы букв, тетради,
буквари.

Предметные
картинки, текст
сказки Л. Толстого
«Ворона и рак»,
тетради, ручки,
буквари.

Предметные
картинки, наборы для
составления схем,
ручки, тетради,
буквари.

Предметные
картинки, буквари,
тетради.

17

Занятие 36.
Закрепление
пройденного.

Предметные
– Упражнять детей в чтении слогов.
– Развивать фонематический слух, внимание, картинки, ручки,

тетради, буквари.
память.
– Воспитывать в детях интерес к звукам и
буквам, желание изучать их.

Второй год обучения
Тема занятия
Занятие 1.
Согласные звуки.
Повторение.

Занятие 2.
Гласные звуки.
Повторение.

–
–
–
–
–
–
–
–
–

Занятие 3.
Согласный звук
[ш] и буква Ш.

–
–
–
–

Занятие 4.
Согласный звук
[ж] и буква Ж.

–
–
–
–

Занятие 5.
Согласный звук
[ц] и буква Ц.

–
–

–

Основные задачи
СЕНТЯБРЬ
Повторить изученные звуки, учить четко,
произносить их.
Развивать фонематический слух, внимание,
память.
Закреплять понятие согласный.
Упражнять в чтении буквенных сочетаний.
Повторить изученные звуки, учить четко,
произносить их.
Развивать фонематический слух, внимание,
память.
Закреплять понятие гласный.
Упражнять в чтении буквенных сочетаний.
Учить делить слова на слоги, находить
ударный слог.
Познакомить детей со звуком [ш] и буквой Ш.
Продолжать учить детей находить место
звука
в
трех
позициях,
развивать
фонематический слух.
Упражняться в умении печатать букву,
находить букву Ш в печатном тексте.
Закреплять
навык
образования
существительных, обозначающих детенышей
животных.
Познакомить со звуком [ж] и буквой Ж.
Учить детей зарисовывать букву и её
графический образ, находить букву Ж в
печатном тексте.
Учить образовывать новые слова от глагола
бежать.
Воспитывать в детях интерес к звукам и
буквам, желание изучать их.
ОКТЯБРЬ
Познакомить со звуком [ц] и буквой Ц.
Учить
образовывать
существительные
среднего
рода
с
уменьшительноласкательным
значение
при
помощи
суффиксов -ец-, -иц-, -ц-.
Учить составлять схемы слов со стечением
согласных цветы, птенцы, учить составлять
предложения с этими словами.

Оборудование
Предметные
картинки, буквари,
тетради.

Предметные
картинки, буквари,
тетради.

Предметные
картинки, буквари,
тетради, мягкие
игрушки.

Предметные
картинки, ручки,
тетради, буквари.

Предметные
картинки, буквари,
ноутбук, тетради,
ручки, мультфильм
«Составляем слоги».

18

Занятие 6.
Согласный звук
[ч’] и буква Ч.

– Познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч. Предметные
– Закрепить слоговой анализ слов со стечением картинки, буквари,
–
–
–

Занятие 7.
Согласные
звуки [ц] - [с],
[ц] - [ч’].

–
–
–
–
–

Занятие 8.
Согласный звук
[щ] и буква Щ.

–
–
–

Занятие 9.
Согласные
звуки [ч’]-[щ’].

–
–
–
–
–
–

Занятие 10.
Согласные
звуки [б]-[п],
[б’]-[п’].

–
–
–
–

согласных.
Учить
детей
правильно
употреблять
уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Познакомить с правописанием ча-чу.
Учить детей составлять и читать слоги и
слова из букваря.
Совершенствовать умения дифференцировать
согласные звуки по акустическим и
артикуляционным признакам.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.
Совершенствовать
умения
производить
сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Обогащать словарный запас.
Развивать
умение
систематизировать
лексический материал по заданной схеме,
развивать связную речь, грамматический
строй речи.
Познакомить со звуком [щ] и буквой Щ.
Познакомить с правописанием ча – ща, чу –
щу.
Воспитывать
детях интерес к звукам и
буквам, желание изучать их.
Развивать умение различать согласные звуки
по способу произнесения и длительности
звучания.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.
Совершенствовать
умения
производить
сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Развивать умение систематизировать слова по
звуковому признаку.
Развивать грамматический строй речи,
навыки словообразования и словоизменения.
Развивать диалогическую речь, мышление,
память, внимание.
НОЯБРЬ
Совершенствовать умения дифференцировать
согласные звуки по твердости–мягкости,
звонкости–глухости.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.
Развивать способность производить сложный
звуковой и слоговой анализ слов.
Закреплять
умение
систематизировать
лексический материал по заданной схеме.

ручки, тетради,
аудиозапись со
звуками природы.

Предметные
картинки, печатные
буквы Ц, С, Ч,
тетради.

Предметные
картинки, тетради.

Предметные
картинки,
обозначение звуков
[ч’]-[щ’], тетради.

Предметные
картинки, печатные
буквы Б и П,
тетради.

19

– Развивать грамматический строй речи, умение
–
Занятие 11.
Согласные
звуки [д]-[т],
[д’]-[т’].

–
–
–
–
–
–

Занятие 12.
Согласные
звуки [ш]-[с],
[ш]-[щ’].

Предметные
картинки, печатные
буквы Д и Т,
тетради.

– Совершенствовать умения дифференцировать Предметные
–
–
–
–
–

Занятие 13.
Согласные
звуки [р]-[л],
[р’]-[л’].

выстраивать предложения по оперным
словам.
Активизировать
память,
мышление,
внимание, интерес к получению новых знаний
и умений.
Совершенствовать умения дифференцировать
согласные звуки по твердости–мягкости,
звонкости–глухости.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.
Развивать способность производить сложный
звуковой и слоговой анализ слов.
Закреплять
умение
систематизировать
лексический материал по заданной схеме.
Развивать связную речь, грамматический
строй речи.
Активизировать
память,
мышление,
внимание, интерес к получению новых знаний
и умений.

согласные звуки по акустическим и картинки, печатные
буквы Ш, Щ и С,
артикуляционным признакам.
Развивать
фонематический
слух
и тетради.
фонематическое восприятие.
Совершенствовать
умения
производить
сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Развивать умение подбирать лексический
материал по заданной схеме.
Формировать связную речь, грамматический
строй речи, навыки словоизменения.
Активизировать
память,
мышление,
внимание, интерес к получению новых знаний
и умений.

– Совершенствовать умения дифференцировать Предметные
–
–

–
–

согласные звуки по акустическим и картинки, печатные
буквы Р и Л,
артикуляционным признакам.
Развивать фонетико-фонематический процесс. тетради.
Совершенствовать
умения
производить
сложный звуковой и слоговой анализ слов,
сравнивать слова по звуковому и слоговому
составу.
Развивать умение подбирать слова к готовым
схемам.
Развивать связную речь, память, мышление,
внимание.
20

Занятие 14.
Согласный звук
[й] и буква Й.

–
–
–

Занятие 15.
Звуки [л]-[й].

–
–
–
–
–

Занятие 16.
Буква Ё.

–
–
–

Занятие 17.
Дружные звуки
[й’о].

–
–
–
–
–
–

Занятие 18.
Буква Ю.

–
–
–
–

Занятие 19.
Дружные звуки
[й’у].

–
–

ДЕКАБРЬ
Познакомить со звуком [й] и буквой Й.
Учить детей печатать и находить букву Й в
печатном тексте, учить находить букву среди
других букв, отличать от буквы И.
Учить детей составлять и читать слоги и
слова из букваря.
Расширять навык различения звуков [л]-[й]
на артикуляторном и акустическом уровнях.
Развивать словесное внимание.
Совершенствовать
умение
производить
сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Обогащать словарный запас, развивать
диалогическую речь.
Воспитывать
сосредоточенность
и
работоспособность
при
выполнении
самостоятельных заданий.
Познакомить с буквой Ё.
Учить читать слова и предложения с буквой Ё
и всеми изученными буквами.
Развивать зрительное восприятие, слуховое
внимание, память.
Закрепить представления о букве Ё и звуках
[й’о].
Расширять представления о гласных звуках,
различать гласные первого и второго ряда.
Развивать грамматический строй речи, умение
составлять словосочетания по опорным
словам.
Совершенствовать умения звукового и
слогового анализа слов.
Развивать
фонетико-фонематические
процессы, связную речь, память, внимание.
Обогащать опыт чтения слогов.
ЯНВАРЬ
Познакомить с буквой Ю.
Учить детей печатать и находить букву Ю в
печатном тексте, составлять из букв слова.
Продолжать знакомить детей с различиями и
особенностями звука и буквы.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат.
Закрепить представления о букве Ю и звуках
[й’у].
Расширять представления о гласных звуках,
различать гласные первого и второго ряда
(йотированные),
дифференцировать
йотированные гласные между собой.

Предметные
картинки, набор
печатных букв,
тетради, ручки,
аудиозапись со
звуком природы.
Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради, ручки.

Игрушки – ёлка и
ёжик, буквари,
тетради.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.

Буквари, тетради,
ручки.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.

21

– Развивать грамматический строй речи, умение
–
–
Занятие 20.
Буква Я.

Занятие 21.
Дружные звуки
[й’а].

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

Занятие 22.
Буква Е.

Таблица со слогами,
тетради, буквари.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.

Предметные
– Познакомить с буквой Е.
картинки, буквари,
– Упражнять в чтении буквенных сочетаний.
– Учить делить слова на слоги, находить тетради.

–
Занятие 23.
Дружные звуки
[й’э].

составлять словосочетания по опорным
словам.
Совершенствовать умения звукового и
слогового анализа слов.
Развивать
фонетико-фонематические
процессы, связную речь, память, внимание.
Совершенствовать навыки чтения слогов.
Познакомить с буквой Я.
Упражнять в чтении буквенных сочетаний.
Учить делить слова на слоги, находить
ударный слог.
ФЕВРАЛЬ
Закрепить представления о букве Я и звуках
[й’а].
Расширять представления о гласных звуках,
различать гласные первого и второго ряда
(йотированные).
Развивать грамматический строй речи, умение
изменять слова по форме и составу.
Закреплять умение производить сложный
звуковой и слоговой анализ слов.
Развивать
фонетико-фонематические
процессы, связную речь, память, внимание,
воображение.
Обогащать навыки чтения слогов.
Совершенствовать тонкую моторику.

–
–
–
–
–
–

ударный слог.
Учить детей составлять и читать слоги и
слова из букваря.
Закрепить представления о букве Е и звуках
[й’э].
Расширять представления о гласных звуках,
различать гласные первого и второго ряда,
уточнять различия между звуком и буквой.
Развивать грамматический строй речи, умение
составлять словосочетания
по опорным
словам.
Закреплять умение производить сложный
звуковой и слоговой анализ слов.
Развивать
фонетико-фонематические
процессы, связную речь, память, внимание,
воображение.
Совершенствовать навыки чтения слогов.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.

22

Занятие 24.
Закрепление
звуков
[йо],
[йу], [йа], [йэ] и
букв Ё, Ю, Я, Е

– Закрепить представления о йотированных Предметные
–
–
–
–
–

Занятие 25.
Согласные
звуки [ф], [ф’] и
буква Ф.

–
–
–

Занятие 26.
Буква мягкий
знак и ее
смягчающие
функции.
Занятие 27.
Разделительный
твердый знак.

Занятие 28.
Закрепление.
Мягкие
согласные.

–
–
–

картинки,
обозначение звуков,
тетради.

Предметные
картинки, буквари,
карандаши, тетради.

Предметные
картинки, тетради.

– Познакомить с разделительным твердым Набор для
–
–
–
–
–

Занятие 29.
Звонкие и
глухие
согласные.

гласных.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие
Развивать грамматический строй речи, умение
составлять словосочетания
по опорным
словам.
Совершенствовать навык печатания букв,
умение их распознавать по отдельным
элементам.
Развивать связную речь, память, внимание,
мышление.
Совершенствовать тонкую моторику рук.
МАРТ
Познакомить детей со звуками [ф], [ф’] и
буквой Ф.
Продолжать учить детей находить место
звука
в
трех
позициях,
развивать
фонематический слух.
При характеристике звука продолжать учить
детей опираться на тактильные, слуховые,
зрительные анализаторы.
Развивать навык чтения слогов и слов.
Познакомить с буквой «мягкий знак» и его
смягчающей функцией.
Учить составлять сложные предложения,
печатать слова с мягким знаком.

–
–
–
–

знаком.
Учить правильно печатать слова с твердым
знаком в середине слова.
Научить синтезировать звуки в слова.
Закрепить умение у детей различать мягкие и
твердые согласные, закрепить представление
о мягкости согласных.
Упражнять в чтении и печатании слов с
мягкими согласными.
Учить составлять предложения по заданным
словам.
АПРЕЛЬ
Развивать
умение
дифференцировать
согласные звуки по твердости и мягкости,
звонкости-глухости.
Совершенствовать способности производить
сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.
Развивать способность систематизировать

составления схем,
тетради, ручки,
кассы букв.
Предметные
картинки, таблица
для чтения слогов,
буквари.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.

23

–
–
Занятие 30.
Свистящие
согласные
звуки.

–

–

–
–
Занятие 31.
Щипящие
согласные
звуки.

–
–
–
–
–

–
Занятие 33.
Пересказ сказки
и
самостоятельное
придумывание
концовки.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.

– Формировать представления о шипящих Предметные

–

Занятие 32.
Звуки [ч’], [щ’],
[с], [т].

слова по звуковому признаку.
Развивать грамматический строй речи, умение
выстраивать предложения по опорным
словам.
Развивать диалогическую речь, мышление,
память, внимание, общеучебные умения и
навыки.
Формировать представления о свистящих
согласных и различать звуки внутри этой
группы по твердости-мягкости, звонкостиглухости и способу произнесения.
Развивать
фонематико-фонематические
процессы, производить сложный звуковой и
слоговой анализ слов без опоры на
наглядность.
Совершенствовать умения подбирать слова к
готовым схемам.
Развивать связную речь, мышление, память,
внимание.

–
–
–
–

согласных и различать звуки внутри этой
группы по твердости-мягкости, звонкостиглухости и способу произнесения.
Развивать
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.
Совершенствовать
умения
производить
сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Закреплять умение подбирать слова к
заданной схеме.
Развивать связную речь, грамматический
строй речи, активизировать мышление,
память, внимание, общеучебные умения.
Закрепление правильного произношения и
различие звуков [ч], [щ] [с], [т] в связной
речи.
Развивать диалогическую речь – обучать
умению вести беседу, задавать собеседнику
вопросы по содержанию прочитанного
рассказа, обогащать лексику синонимами.
Закреплять правописание ча-ща, чу-щу.

картинки, печатные
буквы и звуки,
тетради.

Предметные
картинки, карточки
для чтения, текст
рассказа К.
Ушинского «Смелая
ласточка», наборы
для составления
схем, тетради,
ручки.

МАЙ
Учить детей пересказывать сказку и Предметные
картинки, текст
самостоятельно придумывать концовку.
сказки «Как козочка
Обогащать речь детей антонимами.
и волк
Закрепить произношение звука [щ].
разговаривали»,
Воспитывать у детей интерес к звукам и
буквари, тетради.
буквам, желание изучать их.

24

Занятие 34.
Составление
описательного
рассказа по
предметной
картинке.

– Учить составлению описательного рассказа Предметные
–
–

Занятие 35.
Повторение
изученного.

–
–
–
–
–

Занятие 36.
Страна Азбука.

–
–
–
–
–
–
–
–

по предметной картине путем договаривания
и распространения предложений.
Закрепить произношение свистящих и
шипящих в словах сложной звуко-слоговой
структуре, в связной речи.
Упражнять в употреблении уменьшительноласкательных суффиксов.
Закрепить представления о буквах и звуках.
Закрепить представления о гласных и
согласных звуках.
Развивать грамматический строй речи, умение
составлять предложения по опорным словам.
Закреплять умение производить сложный
звуковой и слоговой анализ слов.
Развивать
фонетико-фонематические
процессы, связную речь, память, внимание,
воображение.
Повторить изученные буквы.
Совершенствовать умения узнавать букву по
описанию.
Закрепить умения различать звуки и буквы,
классифицировать группы звуков и букв,
производить звуко-буквенный анализ.
Совершенствовать навыки печатания букв.
Активизировать интерес к письму печатными
буквами.
Совершенствовать тонкую моторику рук.
Развивать творческое воображение.
Развивать связную и диалогическую речь,
внимание, память.

картинка
«Ласточка», таблица
для чтения слогов,
тетради.

Предметные
картинки, печатные
буквы и звуки,
буквари.

Предметные
картинки, буквари,
тетради, ручки.

25

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу первого года обучения дети старшего дошкольного возраста овладеют
следующими знаниями и умениями:
1. Умением вслушиваться в звучание слова, выделять заданные звуки из слов.
2. Умением интонационно выделять заданные звуки в словах, делить слова на слоги.
3. Умением различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные.
4. Умением определять место заданного звука в слове (в начале, середине и конце).
5. Умением обозначать место звука в слове на схеме, используя графические
изображения звуков.
6. Умением соотносить звук и букву.
7. Умением проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
8. Знаниями об ударении, ударном слоге, ударных гласных.
9. Умением правильно пользоваться терминами звук, слог, буква, слово.
10. Умением понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
К концу второго года обучения дети старшего дошкольного возраста овладеют
следующими знаниями и умениями:
1. Умением писать слова, предложения печатными буквами.
2. Умение использовать в речи простые и сложные предлоги.
3. Умением читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
4. Умением правильно пользоваться терминами звук, слог, буква, слово,
предложение.
5. Умением составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
6. Знаниями обо всех звуках русского языка, их классификации.
7. Знаниями о буквах алфавита, умением производить сложный звуковой и слоговой
анализ слов.

26

V. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1.
Год
обучения
по
программе

Годовой календарный учебный график

Учебный год
Кол-во
начало окончание учебных
недель

Каникулы

Кол-во
учебных
часов

Режим
занятий

первый

02.09.2024 30.05.2025

36

28.10 – 03.11.2024
30.12 – 08.01.2025
24.03 – 28.03.2025
02.06 – 31.08.2025

36

1 раз
в неделю
по 1 часу

второй

01.09.2025 29.05.2026

36

27.10 – 31.10.2025
01.01 – 08.01.2026
23.03 – 27.03.2026
01.06 – 31.08.2026

36

1 раз
в неделю
по 1 часу

5.2.

Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

Материально-техническое обеспечение:
1. Интерактивная доска, ноутбук.
2. Столы рабочие, стулья детские.
3. Мольберт, магнитная доска.
Программно-методическое обеспечение:
1. Белова М.П. Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей 6-7 лет.
2. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: методические рекомендации к образовательной
программе речевого развития детей дошкольного возраста.
3. Жукова О.С. Букварь для будущих отличников.
Дидактическое обеспечение:
1. Раздаточный материал: печатные буквы и слоги.
2. Плакат «Алфавит».
3. Карточки для закрепления звукового анализа слов.
4. Кубики «Мои первые буквы».
5. Счетные палочки.
6. Игра «Магнитная азбука».
7. Индивидуальные тетради.
8. Наглядный материал: игрушки, муляжи, картинки, природный материал, бросовый
материал, таблицы со слогами и словами.
9. Настольные игры «Алфавит», «На какую букву?», «Собери слово».
10. Серии сюжетных картинок для развития связной речи.
11. Предметные картинки.
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» по данной программе работает педагог дополнительного образования ( без
квалификационной категории), имеющий необходимое образование, что соответствует
обозначениям таблицы п.2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций,
входящих в 27 профессиональный стандарт), а именно код А с уровнем квалификации 6.

27

Ф.И.О.
Уровень образования

Квалификационная
категория
Сведения о
профессиональной
переподготовке
Общий стаж
Педагогический стаж
Стаж по занимаемой
должности
5.3.

Персональные сведения
Суворкова Светлана Егоровна
Среднее – профессиональное
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж», 2015 г.
Направление: дошкольное образование
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста
Первая квалификационная категория
ООО Учебный центр профессиональной переподготовки и
повышения
квалификации
"Знания",
профессиональная
переподготовка по курсу: "Педагогика дополнительного
образования детей и взрослых", 20.04.2023 - 20.07.2023
36
10
10

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.

Отчетное занятие в подгрупповой или групповой форме с присутствием родителей
проводится в мае.
Диагностическое обследование по оценке эффективности работы, направленной на
овладение воспитанниками знаниями и умениями по обучению грамоте, проводится 2 раза в год
с небольшим изменением диагностического материала для отслеживания динамики развития
воспитанников. Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была
разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и
Т.П.Сальниковой.
Критерии оценки
Воспитанники:
– различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
– могут разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности;
– делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
– составляют слова из слогов;
– производят звуковой анализ слов;
– дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
– находят в предложении слова с заданным звуком;
– владеют чтением.
Диагностические задания (вариант):
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
28

2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1.Что я сейчас сказала?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и
предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,
второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить
ошибку.
4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги
(приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в
игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с
тобой соберём их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока,
картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут
картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова. (При
первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования:
Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук
( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).
29

Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
7. Находит в предложении слова с заданным звуком.
(При первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы
произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера
взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают
поиграть в « прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой
звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот
должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: о, а, ш, с.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже
тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку,
чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить
слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с
заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
8. Владеет чтением.
(с учетом возрастных особенностей)
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать
предложение из 3 – 4 слов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.
Диагностическое обследование воспитанников по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Ф.И.
№
ребенка

1

Первичное
обследование
2 3 4 5 6 7

8

Общ.
уровень

1

Заключительное
обследование
2 3 4 5 6 7

8

Общ.
уровень

1
2
3
На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне
речевого развития.
Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
– наблюдение;
– игры и конкурсы на знание звуко-буквенного состава слова;
– творческие конкурсы по произведениям детских писателей.

30

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белова М.П. Планы конспекты занятий по обучению грамоте детей 6-7 лет. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2022. – 96 с.
2. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: методические рекомендации к образовательной
программе речевого развития детей дошкольного возраста / Т.Р. Кислова; под науч. ред. Р.Н.
Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 2-е изд., перераб. – Москва: Баласс, 2022. – 480 с.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».